13 января – День российской прессы
Публицистика – редкое явление на страницах местной печати. Корреспондент «Кисловодской газеты» Николай Близнюк решил удивить коллег по цеху. И вот что получилось.
28 декабря 1991 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации учредил профессиональный праздник «День российской печати». Дата была приурочена к началу издания в январе 1703 года первой российской газеты «Ведомости», основанной Указом Петра Первого. За 300 лет в отечественной газетной журналистике произошло меньше перемен, чем за последние четыре десятилетия. Я был их свидетелем и участником. А потому решил поучаствовать в дискуссии под хлестким названием «Когда умрут газеты?», периодически возникающей в электронных СМИ и в Интернете.
Профессия журналиста отвечает фундаментальным запросам человечества. Чем больше человек отдалялся от царства животных, тем меньше он полагался на инстинкты. Взамен возникла и с каждым новым поколением возрастала потребность сообществ людей и каждого отдельного человека в средствах социальной ориентации.
Некогда эту функцию выполняли египетские жрецы, афинские ораторы, религиозные миссионеры и даже бродячие артисты. Но, начиная с восемнадцатого столетия, самым популярным и эффективным орудием социальной ориентации стала газета.
Бывшие советские граждане моего возраста, наверняка, зубрили в школе или в институте высказывание Владимира Ленина: мол, газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, а и коллективный организатор.
Толковая мысль! Жаль, что в реальности догматики от партийной номенклатуры извратили ее до неузнаваемости.
Но я еще застал времена, когда газетчики реально влияли на конкретные дела в селах, городах, районах, когда была зримая отдача от того, что появлялось на газетной полосе за твоей подписью.
На исходе минувшего века профессия журналиста-газетчика в нашем Отечестве разительно изменилась. Эйфория от внезапно обретенной свободы в конце 80-х годов сменилась разочарованием и социальной апатией во второй половине 90-х.
Соответственно, газеты и журналы новой России пережили как фантастический взлет, так и сокрушительное падение. А тут еще «прихватизированная» система доставки печатных СМИ захромала на все четыре ноги: привычное «свежая газета к утреннему кофе» превратилось в несбыточную грезу.
Образовавшиеся пустоты в социальной ориентации отчасти заполнило телевидение. Благо, сидя перед «ящиком», не надо напрягаться, переводя печатные слова в образы и смыслы. Прихлебывай чаек и жди, когда тебе, как пингвиненку, «телепапа» или «телемама» отрыгнет полупереваренный фарш из новостей. Пусть не осмысленный, косноязычный, но зато относительно свежий.
Тем временем газеты массово теряли «неинституализированных» (не принадлежащих к органам власти, партиям, движениями и т.д.) читателей. Иные, чтобы выжить, перебивались рекламой, не брезгуя и «заказухой» (оплаченными публикациями, замаскированными под редакционные статьи, репортажи, интервью). Другие вырождались из общественно-политических СМИ (средства социальной ориентации населения) в информационные бюллетени (то есть, в сугубо техническое средство коммуникации органов управления с подведомственным населением).
В августе – октябре 2000 года я, в то время заместитель редактора минераловодской районной газеты «Время», переписывался с главным редактором журнала « Профессия – журналист» Дмитрием Авраамовым.
Привожу дословно отрывок из одного моего письма тогдашнему лидеру профессионального сообщества:
«Минеральные Воды – не самая глухая и не самая бедствующая глубинка России. Тем не менее, лишь 900 жителей нашего города и района выписывают «АиФ», 600 – «Труд», 570 – краевую газету «Ставропольская правда» и 470 — «Комсомолку». А вот свою родную «районку» «Время» регулярно получают 12 700 семей. А в каждой семье местную газету читают в среднем три человека…
Журналисты центральных газет сами рубят сук, на котором сидят. Из властителей дум в первые годы «перестройки» многие превратились в рупор тех или иных олигархов, финансовых групп, политических партий. Раздражают провинциалов и сальности, порнуха на страницах центральных изданий. Словом, объективные условия таковы, что сейчас в провинции «районка» может и должна занять нишу, образовавшуюся в информационном поле.
У нее есть возможность еще больше потеснить центральные и региональные издания, но для этого следует избавиться от психологии «малой прессы», чей удел писать лишь о протекающих крышах, обвесах на рынке да давать отчеты с заседаний местной администрации.
Чтобы заместить центральные СМИ у местной газеты есть две стратегии. Первая – легкая и удобная, — перепечатывать наиболее интересные публикации из тех изданий, которые не запрещают использовать их материалы. Таким путем пока идет наша газета. Непритязательную публику с невысоким образовательным уровнем это вполне устраивает.
Поддерживать тираж на приемлемом уровне стратегия перепечаток позволяет. Однако тому редактору, кто отважится поставить высокую цель — превратить «районку» в средоточие политической, духовной и культурной жизни города и района, — придется освоить подвижнический путь районной публицистики.
Местному журналисту неизмеримо труднее, чем командированному из столицы, предстать перед читателем с открытым «забралом». Ведь рядом – множество знакомых, друзей и недругов, которые досконально знают, что у него за душой. Следовательно, помимо всего прочего, надо иметь еще и моральное право предлагать читателям свое мнение о важнейших международных, российских и местных событиях, о действиях должностных лиц – от Президента до главы местной администрации.
Доморощенная публицистика вкупе с информационной насыщенностью, «интимизацией» стиля изложения, использованием всей жанровой палитры, обилием собственных фотоснимков, а также постоянным напряженным диалогом с читателями — вплоть до диспутов журналистов с населением на открытых площадках, — такой мне представляется современная «районка».
Увы, моя журналистская мечта 22-летней давности так и осталась нереализованной по ряду объективных и субъективных причин.
К исходу первого десятилетия XXI века на головы газетчиков обрушился еще и безлимитный Интернет.
Искушение получать за сравнительно небольшие деньги безграничный объем информации из уймы Интернет-ресурсов столь велико, что не только молодежь, а и люди зрелого возраста в качестве средства социальной ориентации все чаще выбирают «Всемирную паутину».
Так есть ли в современном медиа-пространстве ниша для газеты?
Уверен, что есть. Но для этого необходимо обернуть во благо газете лавину интернет-информации.
Многие виды рыб используют парадоксальный, на первый взгляд, метод защиты от хищников — сбиваются в огромные косяки. Мельтешение многих тысяч тел сбивает с толку потенциального потребителя, и он остается с носом. Лишь отбив от косяка небольшие группки рыб, хищнику удается пообедать.
Интернет — это огромный косяк информаций, от мельтешения которых у большинства людей голова идет кругом. Требуется незаурядная интеллектуальная подготовка и уйма времени, чтобы вычленить несколько социально значимых и важных для данного человека сообщений. Многие граждане будут благодарны, если этот труд возьмет на себя газетчик, которого они знают и которому доверяют.
Подчеркиваю, «которого знают и которому доверяют».
Да, почти на всех интернетовских сайтах есть страница «Главное», куда помещают пять — десять сообщений. Но кто и по какому принципу их отбирает — неизвестно. И когда нормальный человек видит в этом «Главном» сообщения о самых роскошных квартирах звезд шоу-бизнеса или о том, что женщина-алкоголичка зарезала собутыльника, он ставит крест на этом сайте.
Но почему именно газетчику можно доверить отбор? Да потому, что на протяжении многих десятилетий газеты практиковали такой жанр, как «Обзор прессы». То есть, у нас есть опыт, есть проверенные временем формы работы по выявлению наиболее существенного в окружающем медиа-пространстве. И потом, сотрудники местных газет, как никто другой, знают запросы и настроения земляков.
Наконец, у нас есть профессионализм.
Месяц назад я впервые основательно познакомился с творчеством питерского блогера, имеющего более пяти миллионов подписчиков.
Признаюсь, прежде к блогерству я относился пренебрежительно: мол, несут всякую чушь на потребу не обремененных серым веществом подростков и изнывающих от безделья стареющих дам.
А тут, вдруг, увидел вполне осмысленные мини-расследования актуальных тем, представленные в весьма бойком и доверительном блогерском стиле.
Но когда вникнул, то обнаружил, что основу этих блогерских «расследований» составляет «нарезка» кадров из свежего документального фильма и подборок интервью профессиональных телевизионных журналистов. К ним команда этого блогера-миллионщика добавила еще уйму кадров из всевозможных видео-архивов.
Думаю, вряд ли в обозримом будущем в российском сегменте Интернета появятся блогеры, освещающие общественно-политические темы в жизни общества на основе самостоятельно добытой «фактуры».
Другое дело — использовать имя «бумажной» газеты и ее профессиональных журналистов при издании полноценной интернет-газеты. Она должна иметь четкую структуру и широко использовать грандиозные мультимедийные возможности цифровых технологий. В частности, дополнять текстовые материалы собственным аудио и видеоконтентом.
Под четкой структурой я понимаю, прежде всего, проверенные временем критерии верстки бумажной газеты, которыми может и должна руководствоваться интернет-газета. Любой профессионал знает, что такое «первополосная информация», каким требованиям должна отвечать публикация, открывающая вторую полосу, что годится для «подвала» третьей полосы и так далее. Увы, в последнее время, без какого-либо обоснования, эти критерии нарушают и, таким образом, дезориентируют читателя, разрушают ту систему ценностей, которую он рассчитывает найти в газете.
А главное — в местной газете читатель рассчитывает прочитать информацию, добытую ее журналистами из первоисточника. К сожалению, в последнее время во многих газетах за подписью «соб. инф» почти дословно перепечатывают созданные по принципу «чего изволите» сообщения пресс — служб или же тысячекратно пережеванный контент из Интернета.
Читателя можно обмануть один раз, другой. Но на третий он поймет, что ему подсовывают «осетрину второй свежести» и перестанет верить газете и ее журналистам. А доверие читателей — это главный козырь местных газет.
Другой козырь — осмысление журналистами того, о чем они пишут. Любое сообщение следует подавать в сопоставлении, анализировать. Иначе, газета превратится в бессмысленную трещотку и лишится своего основного преимущества перед телевидением и информагентствами.
В заключение, хочу сказать, что бумажная газета может жить долго и счастливо, если превратится из ширпотреба в изысканный, престижный медиа-продукт.
Как ни один электронный «бук» не даст того наслаждения, что чтение изящно оформленной, напечатанной на тонированной бумаге книги, так и бумажная газета должна помимо всего прочего доставлять читателю эстетическое удовольствие.
А для этого придется отказаться от нынешнего сверхфунционального стиля оформления. Вплоть до того, что перейти к индивидуальному художественному оформлению наиболее значимых («гвоздевых») материалов каждого номера.
После чего останется только настроить общественное мнение таким образом, чтобы человек, регулярно читающий дорогую бумажную версию газеты, автоматически считался респектабельным, внушающим доверие гражданином.
11.01.2023
Николай Близнюк.
Фото автора.