На днях в кинотеатре «Дружба» в городе Ессентуки на просмотре фильма «Каруза» звучали не только аплодисменты, но и всхлипы – дебютная работа режиссера Ивана Харатьяна проникла в самые глубины зрительских сердец. Не остались равнодушными к этой пронзительной истории и юнкоры студии «Парус», для которых встреча с молодым режиссером после показа фильма стала важным и интересным событием фестиваля «Хрустальный Источникъ».
Сюжет картины на первый взгляд прост: обычная советская семья живет в небольшом поселке Ленинградской области. Мальчику Мите отец дарит щенка, которому суждено получить имя в честь великого итальянского певца Энрико Карузо за то, что он подвывал во время слушания пения великого оперного певца. Но так как щенок оказался женского пола, то «Карузо» превратилось в «Каруза».
Через несколько лет начинается блокада Ленинграда, и Каруза становится верным другом и помощником в борьбе за выживание. Она добывает продукты для семьи, утаскивая их у немцев, воров и спекулянтов.
Несмотря на звездный актерский состав, на мой взгляд, особого внимания заслуживают игра Константина Адаева и исполнительницы главной роли — собаки Эбби породы веймаранер. К герою Адаева, мерзкому лжецу и предателю, с самого начала испытываешь острую неприязнь. Он – главный антагонист истории. Но чем дальше смотришь фильм, тем больше понимаешь: если уже к середине картины хочется мысленно убрать этот персонаж с экрана, значит, роль сыграна очень убедительно.
Эбби — смышленая, ласковая и удивительная «актриса», которой досталась роль самой Карузы.
Как отметил Иван Харатьян на нашей встрече после показа фильма: «Она поняла, что имеет весомую роль в съемках. Эбби приходила на площадку звездой, подходила к каждому члену группы, давала себя погладить и обязательно «здоровалась». Она знала всех, и все знали ее».
Картина интересная, артисты замечательные, но вот поверить в массовый голод и отчаяние мне не удалось. Особенно заметна эта разница между поколениями. Светлана Иванова чудесно отыгрывает роль матери Мити, ей веришь безоговорочно. Но как только в кадре появляется сам Митя, возникает ощущение, что никакой войны и голода нет и в помине. И вроде бы играют актеры хорошо, но в итоге получается какая-то каша с комочками: есть можно, но уже что-то мешает. Лишь одна неточная эмоция – и ты выпадаешь из общего сюжета, понимая, что дом, где они живут, — ненастоящий, война – всего лишь игра, любовь между героями – всего лишь актерское мастерство.
«Каруза» — первая работа молодого режиссера. В картине есть свое обаяние, атмосфера и некий шарм. Если вы ищете фильм, в котором можно и посмеяться, и поплакать, и полюбоваться красотами России и Беларуси, то это ваш фильм.
И все же фильм удался. В нем чувствуется потенциал режиссера. «Каруза» оставляет приятное послевкусие.
Я абсолютно убеждена, что Ивана ждут большие победы в будущем, ведь планка задана, и нужно ее поднимать только выше и выше.
Ульяна Литвинова,
юнкор студии «Парус»
Пятигорского Дворца детского творчества.
На снимке Иван Харатьян.
Фото Оксаны Логвиновой.