Site icon Сообщество журналистов КМВ

ПЕТЬ ЛИ РЕКВИЕМ ПО НАСЛЕДИЮ?

Проблема сохранения историко-архитектурного наследия в городах КМВ не нова. Однако  даже сейчас, когда в общественном дискурсе сохранение «духа истории» вкупе с эстетикой прошлых эпох, признаётся не просто важным, но даже жизненно необходимым, особенно в туристических центрах, к сожалению, острота ситуации осознаётся не всеми. К сожалению, и людей, обладающих административными рычагами, людей, от которых зависит сохранение исторического наследия, это тоже касается. Потому мы регулярно сталкиваемся с утратой значимых архитектурных памятников и других объектов культурного наследия, которые определяют уникальность той или иной местности. И вот, недавно, общественность города Кисловодска потрясло известие о сносе уникального образца советского зодчества 1930-х годов – бывшей грязелечебницы на территории санатория «Крепость» по адресу: г. Кисловодск, пер. Крепостной/Парковый пешеход, 11/3/7, лит. Н.

Кавказские Минеральные Воды – уникальная курортная агломерация, которая насчитывает 222 года официальной истории. И из них 200 лет существования в качестве аристократической здравницы, куда традиционно съезжался цвет русского общества. Именно на КМВ зарождалось курортное направление в русской литературе, благодаря А.А. Бестужеву-Марлинскому, Е.П. Ростопчиной, Е.А. Ган, М.Ю. Лермонтову. С первой половины XIX века стало уделяться большое внимание и застройке нашей курортной агломерации. И, хотя у нас работали преимущественно провинциальные зодчие, однако они чутко следили за новейшими тенденциями в развитии столичной архитектуры и европейских веяний. В застройке многонационального края также проявлялся и неповторимый южный колорит традиций казачества и народов Кавказа (в том числе – Южного). Так сложился неповторимый архитектурный облик Кавказских Минеральных Вод.

Уникальное наследие пережило чудовищные годы гражданской войны, с относительно небольшими потерями вынесло события Великой Отечественной (когда здесь был отнюдь не тыл). Но вот справиться с «мирной» жизнью оказалось куда труднее. Под снос шли не только отдельные яркие исторические постройки вроде кисловодской виллы «Мавритания» (в советские годы – дворец культуры медработников). Уже в 1960-1970-х годах масштабное строительство новых санаторных корпусов и жилых микрорайонов в стиле функционализма, привело к разрушению историко-архитектурных ландшафтов, в том числе по причине «внедрения» в районы малоэтажной застройки новых высоток вроде пятигорской гостиницы «Интурист» или многоэтажного спального корпуса кисловодского санатория «Крепость».  Уцелели исконные исторические ландшафты лишь «островками». Но даже и эти «островки» мы не желаем сохранить, а продолжаем наступать на них в угоду сиюминутной выгоде, или в поиске наиболее простых, необременительных решений (не желая тратиться и предпринимать лишние усилия для их сохранения). Вообще у нас как-то исторически недооценивается важность сохранения архитектурно-исторических ландшафтов, создание своего рода «архитектурных заповедников». Вот, дескать, мы же сохранили значимые здания вроде Ессентукской грязелечебницы имени Н.А. Семашко или Главных Нарзанных ванн в Кисловодске. Какие-то отдельные старинные особняки и т.д. Что вам ещё надо? И нет понимания, что даже самые прекрасные здания, выбиваясь из изменившегося архитектурного ландшафта, воспринимаются совсем не так ярко. Чтобы прочувствовать, что такое гармоничный архитектурный ансамбль, нужно съездить, как ни странно, в совсем не туристический город Лермонтов, где сохранился микрорайон с правильной сетью тихих, спокойных, хорошо озеленённых улиц (Первомайская, Патриса Лумумбы, Ленина и др.), застроенный вроде бы довольно скромными, но симпатичными зданиями в стиле советского классицизма. Общее впечатление – самое приятное.

Кисловодская грязелечебница на территории санатория «Крепость» (которую уже начали сносить) — здание уникальное. Построили его в 1935-1939 годах по проекту местного архитектора П.П. Еськова (впрочем, есть сведения о том, что автором проекта был М.И. Мержанов, что может подтверждаться довольно значительным сходством архитектурных приёмов, использованных при возведении грязелечебницы и известного мержановского проекта – облицованного туфом корпуса санатория «Красные Камни»). Грязелечебница  выстроена в стиле постконструктивизма, который здесь сочетается с приёмами, характерными для стиля ар-деко. Постконструктивизм в архитектуре курортов КМВ представлен довольно мало. Стиль ар-деко вообще в советском провинциальном зодчестве – редкость чрезвычайная. Здание грязелечебницы украшено «экзотическими» архитектурными элементами («древнеегипетскими» колоннами, например), свойственными стилю ар-деко. Интересно, что в наши дни эстетика этого, зародившегося более 100 лет назад во Франции, стиля обрела второе дыхание и очень востребована в дизайне и других сферах.

На лестнице около здания грязелечебницы в конце 1970-х годов снимал свой дебютный фильм «Добряки» Карен Шахназаров. В сатирической кинокомедии по пьесе Леонида Зорина сыграли запоминающиеся зрителям роли такие замечательные актёры как Георгий Бурков, Татьяна Васильева, Валентина Теличкина, Владимир Зельдин и другие.

Грязелечебница составляет единый архитектурный ансамбль со старинным «домом с кариатидами» (домом Т.А. Дружинина), который был спасён от сноса в 2015 г. (тогда жильцы дома обратились ко мне, мы привлекли внимание СМИ, написали в министерство культуры, жильцы дома выиграли ряд судебных заседаний и отстояли историческую постройку).

Снос здания грязелечебницы будет невосполнимой утратой для историко-культурного наследия не только Кисловодска и всех КМВ, но также и для России в целом. Поскольку у нас в стране больше нет курортов с таким мощным двухвековым, что называется, «культурным слоем» имперского и советского наследия в лучшем смысле этих словосочетаний.

Грязелечебница была исключена из списка выявленных объектов культурного наследия приказом № 1028 начальника управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия А.В. Коневой от 23 октября 2024 г. Руководство санатория «Крепость» обещает, что новая постройка будет в целом воспроизводить облик старой. Хочется верить, что это так и будет.

В то же время, не получается как-то забыть, что при возведении санаторно-реабилитационного центра МЧС недалеко от станции «Минутка» в Кисловодске, нам тоже обещали воссоздать облик снесённой (очень красивой) бывшей дачи «Прогресс» начала ХХ века. «Воссоздание» получилось весьма условным. Это, как если бы учащегося художественной школы попросили написать копию какого-нибудь из полотен Карла Брюллова или Архипа Куинджи. Примерно таким же было обещанное и исполненное «воссоздание» бывшей дачи Тер-Макарова на ул. Шаляпина в Кисловодске. Новое здание получилось симпатичным, однако не надо обладать особенно острым зрением, чтобы найти и десять, и двадцать, и тридцать отличий новой постройки от утраченного объекта культурного наследия, который числился, между прочим, в едином государственном реестре!

Немало, к сожалению, примеров, когда старинные постройки (правда, не из реестра ОКН) уничтожались без всяких обещаний «воссоздания». «Уступили» место новым, весьма посредственным постройкам бывший дом архитекторской семьи Ходжаевых-Мержановых на ул. Клары Цеткин и старый корпус школы №10 на ул. Гагарина. Уже 5 лет «красуется» заросший бурьяном пустырь на месте непонятно зачем снесённого здания вечерней школы на ул. Лермонтова (все перечисленные постройки – в Кисловодске).

Поскольку сохранение историко-архитектурного наследия — дело непростое и затратное, а, стало быть, трудно сочетается с интересами частных лиц, потому сохранение подлинных историко-архитектурных ландшафтов всецело зависит от внимания и заботы со стороны государства, причём именно от федерального уровня власти. Геополитические вызовы современности диктуют нам, что в ближайшие десятилетия внутренний туризм будет иметь приоритетное значение. Не Баден-Баден и Карловы Вары, не Ницца, Канны и Монако, как 20 и 15 лет назад, а отечественные курорты призваны быть «летней культурной столицей» для россиян, даже тех, кто привык к самому гламурному или же богемному образу жизни.

Однако пока у меня лично складывается ощущение, что наши здравницы развиваются не как «культурные столицы» на Российском Юге, а места исключительно для развлекательного времяпровождения. Откровенно говоря, кажется, что единственной целевой аудиторией курортов КМВ, по мнению стратегов курортного строительства (а есть ли они вообще — эти стратеги?), являются те, кого, прежде всего, интересуют ярмарки, «народные гуляния», «шашлычок под коньячок», «Чебурашка» и «сфотографироваться с птичкой». А любителей «всяких там культур и архитектур» у нас, вроде бы как, не ждут. Вероятно, им предлагают попытаться съездить в Баден-Баден и Карловы Вары и удовлетворить там свои слишком возвышенные запросы: лицезреть утончённую и оригинальную историческую архитектуру?

Ярмарки и «народные гуляния» конечно тоже нужны. Это немаловажная составная часть национальной культуры. Но надо думать и о тех людях, которых интересует неповторимая атмосфера старых улочек, исторический колорит, которого лишена архитектура современная. Ведь даже красиво построенные современные здания не несут в себе той аутентичности, оригинальности, не имеют своего характерного «лица», духа подлинности, которые были бы увязаны с определённой эпохой и местностью.

Сейчас по всей планете строят примерно одинаково. И по облику современных построек трудно бывает понять, где та или иная из них находится: в Кисловодске, Петропавловске-Камчатском, Каире или Рио-де-Жанейро. Уже не говоря о том, что исчезающие с улиц курортных городов КМВ архитектурные памятники южнороссийской старины — это наша история. Прошлое многонационального Российского государства! Не мы ли  постоянно говорим о духовности, корнях, традиции, памяти предков, истории Отечества? Или на языке одно, а руки делают другое!? Что ж. Такое «нарушение координации» мыслей и действий бывало в мировой истории многократно. И всегда имело самые печальные итоги.

Я считаю, что ещё не поздно на государственном уровне обратить самое пристальное внимание на сложившуюся ситуацию. На курортах КМВ ещё пока сохраняются последние остатки уникального историко-архитектурного ландшафта (например, несколько улиц в районе Свято-Никольского собора в Кисловодске, район, прилегающий к проспекту Кирова и улице Теплосерной в Пятигорске и др.). Если мы не опомнимся сейчас и не возьмёмся за их спасение, то когда-нибудь, когда мы, наконец, поумнеем, но будет уже поздно, — придётся создавать кварталы псевдоисторической «бутафории». Прецеденты уже есть в некоторых городах. Не буду называть, чтобы никого не обидеть. Неужели мы действительно хотим в недалёком будущем городить «декорации» в мотивах той исконной застройки, которую мы сейчас каждый день совершенно бездарно утрачиваем? Петь ли нам уже сейчас реквием по нашему двухвековому архитектурному наследию? Или ещё есть шанс  хотя бы что-то сохранить?

Вячеслав ЯНОВСКИЙ,
кандидат исторических наук, кавказовед,
член Союза журналистов России.

Фото автора.

«Кавказская здравница» от 5 декабря 2025 г.


Поделиться ссылкой:

Exit mobile version