В прошлом месяце по федеральной программе «Большие гастроли» в Пятигорске побывал Кировский областной драматический театр имени С.М. Кирова – один из старейших в России. Он был создан в 1877 году по инициативе жителей города (тогда еще Вятки) – актёров-любителей, меценатов, публики.

В небольшом деревянном здании проводились танцевальные вечера, бал-маскарады, гастрольные концерты и, конечно,  любительские благотворительные спектакли. Театр стал центром культурного притяжения, любимым местом отдыха горожан.

Через полвека,  в 1939 году, было построено новое красивое здание театра по проекту московских архитекторов. В годы войны здесь также работал эвакуированный из Ленинграда Большой драматический театр.

Репертуар театра разнообразен, включает в себя спектакли по лучшим произведениям Аристофана, А. Островского, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Булгакова, А. Платонова, И. Бунина. Украшают репертуар спектакли по зарубежной классике – Ж. Мольера, А. Дюма. Широко представлена современная драматургия, разнообразная жанровая палитра: драма, комедии, мюзиклы, детские спектакли.

За творческие достижения в советское время театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени,  а в новейшей истории почётными призами «Золотая пальма» и Гран-при во Франции в рамках международной программы «Партнёрство ради прогресса». Стал дипломантом I Всероссийского конкурса спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма и любви к Родине (г. Москва).

Коллектив много гастролирует. По словам директора театра Константина Зайнулина, за последние три года они побывали в Москве, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ярославле, осенью планируют выступить во Владикавказе. В июне театру аплодировали жители и гости Пятигорска.

ПИКОВАЯ ДАМА. НЕПРИВЫЧНАЯ…

Свои гастроли в Пятигорске Кировский драмтеатр открыл мистической драмой по мотивам повести А. Пушкина «Пиковая дама». О том, что действо будет зрелищным и оригинальным, публика поняла с первых минут, увидев демонический танец «карточных» дам разных мастей. Полными напряжения и тревоги оказались и вокальные номера, музыкальный фон всей драмы. Красноречиво и судьбоносно даже название прекрасно исполненного вокализа «Предчувствие смерти»…

Конечно, перед зрителями предстал мечтавший о карточном выигрыше Германн, переживания которого мастерски продемонстрировал заслуженный артист Кировской области Иван Шевелёв. Раздираемого противоречиями героя зрители увидели в облике смиренной покорности и тщательно скрываемой надменности, изворотливой подлости и трусливого отчаяния. Актер прекрасно владел голосом, мимикой, пластикой тела, за его метаморфозами интересно было наблюдать.

Непривычность, неожиданность спектакля оказалась и в смещении акцентов, к которому прибегнул постановщик драмы, художественный руководитель  театра Игорь Лысов. Центральной фигурой действия стала графиня Томская. И если обычно ее показывают немощной вздорной старухой в инвалидном кресле, то здесь Анна Федотовна в большей части спектакля – блистательная, кокетливая, капризная аристократка, превращающая азарт игры в область мистики и колдовства. С этой ролью замечательно справилась молодая актриса Анастасия Краснощекова.

Сложнейшая задача показать угасающее сознание пожилой женщины, ее физическую слабость и одновременно сильный деспотичный характер выпала заслуженной артистке России Светлане Золотаревой. В ее исполнении графиня становилась то тряпичной куклой-марионеткой, то бесчувственным трансформером, то суровой безжалостной помещицей. Женщина-рок, женщина-возмездие, женщина-судьба… В результате вожделенный шанс на обогащение, которым грезил Германн, оказался призрачным, злой шуткой мстительной старухи, приведшей главного героя к краху всей его жизни.

Разбивает штампы привычного образа Лизы и актриса Анастасия Скопцова. Обычно тихая и жертвенная воспитанница графини вдруг приобретает по замыслу режиссера черты более практичной, волевой, отчаянно борющейся за свою судьбу личности.

В спектакле еще много неожиданных находок и любопытных деталей, которые были с интересом приняты зрителями,  поэтому заключительный шквал аплодисментов и восторг зрителей оказался вполне закономерным.

КЛАССИКА НА ВЕКА

Это произведение Александра Островского знакомо нам со школьной скамьи. И посыл, заключенный в названии, также не удивляет: «На всякого мудреца довольно простоты»… А еще можно сказать, что «все тайное становится явным». Соответствующих поговорок на эту тему в народном фольклоре предостаточно.

Сюжет пьесы также не замысловат: молодой симпатичный дворянин талантлив, умен, образован, трудолюбив, и в соответствии с этими качествами вполне резонно рассчитывает занять достойное место в обществе. Желание не предосудительное — кто же не мечтает о лучшей жизни? Но оказалось, что карьера для молодого человека практически нереальна, так как он, увы, беден. Значит, приличный доход и статус в обществе возможны лишь в конце многолетнего изнурительного пути, наполненного упорной работой, терпением и весьма скромным образом жизни? При этом никаких гарантий на положительный исход всех этих стараний?

Молодости терпение мало свойственно. Она хочет всё и сразу. Тем более что со всех сторон молодым людям твердят, что они этого достойны уже одним фактом своего существования. Почему достаток и карьера должны быть исключением?

Вот и Егор Глумов, а именно так зовут нашего главного героя, не собирался пребывать в томительном ожидании благостных изменений в судьбе. Быстрое и достаточно распространенное решение задачи нашлось: протекционизм, связи  и выгодная женитьба. Но как их осуществить, даже если на горизонте вдруг проявились и влиятельный дядюшка,  и богатая невеста?

И вот тут пригодились предприимчивость главного героя, его ум и изобретательность. В ход пошли лесть, подкуп, обман, клевета – не самый благопристойный набор средств. Но Егор Глумов, которого очень точно и обаятельно сыграл Александр Чистяков, не испытывает никаких колебаний и угрызений совести. Напротив, он видит и умело использует слабости и своего напыщенного дяди, и его изнывающей от скуки жены, и их высокопоставленных, но не очень умных друзей.

Надо отдать должное стараниям целеустремленного молодого интригана, он почти достиг желаемого. Если бы не тщеславие, нескрываемое презрение, с которым он скрупулезно фиксировал свои «достижения» в записной книжке. Она-то и станет главным обвинительным фактором, главным препятствием  на пути пройдохи наверх. Да еще месть оскорбленной и обманутой женщины — Клеопатры Львовны Мамаевой, которую блистательно сыграла Анастасия Краснощекова (замечательная пластика тела, выразительность мимики и голоса).

Но всплывает вопрос – станет ли крахом разоблачение главного героя? В трактовке режиссера И. Лысова завершение этой истории не столь сокрушительно для Егора Глумова. Возникает подозрение, что провинившегося пожурят, поучат, недолго подержат на небольшом расстоянии и… простят. А почему бы и нет? Он услужлив, льстив, подобострастен, а главное беспринципен. Такие люди удобны, нужны и часто наблюдаются в окружении многих высокопоставленных персон.

…Разве сюжет пьесы, которая была написана полтора века назад, перестал быть актуальным? Артисты Кировского театра  легко доказали, что классика и гений талантливого драматурга  не стареют, потому что развитие общества, технический прогресс мало что меняют в самой сути человека.

ТРИ ДНЯ ПРАЗДНИКА

Гастроли Кировского драмтеатра продлились всего три дня, но они сумели вобрать в себя много светлых эмоций, мыслей, радость неожиданных открытий. Помимо двух выше названных спектаклей, были еще показаны драма М. Шолохова «Судьба человека», комедия В. Гуркина «Осенняя кадриль», музыкальная сказка Дж. Харриса «Братец Лис и братец Кролик». Надо сказать, что все спектакли были горячо приняты курортной публикой, которая сразу поняла, что перед ней выступают профессионалы, настоящие мастера своего дела. Кировчане не боятся разнообразия жанров и смелых экспериментов,  традиции академической русской театральной школы позволяют гармонично сосуществовать на одной сцене как  классическим произведениям, так и современным, новаторским.

Коллектив слаженный, прекрасно чувствующий ансамблевость, поддерживающий друг друга. Видно, что маститые актеры охотно делятся своим опытом и исполнительским мастерством с молодыми коллегами, которые, в свою очередь, наполняют сценическое пространство юношеским задором, оптимизмом  и энергией. Явная доброжелательность и обаяние творческого состава, интересный репертуар, оригинальное оформительское решение декораций и костюмов, хорошо подобранное музыкальное сопровождение, а главное —   талант людей, способных достоверно передать драматургическую идею и характер, глубину мыслей и чувств своих персонажей, помогли кировчанам  в эти три дня навсегда завоевать сердца зрителей, многие из которых приехали в Пятигорск с разных уголков страны.  

Быстротечность гастролей и расставание не смогли притушить  приятное послевкусие от знакомства с Кировским драмтеатром. А подаренная музею Пятигорского Театра оперетты симпатичная дымковская игрушка – символ северной вятской земли – теперь будет постоянно напоминать о приобретенных друзьях и трех днях счастливого общения.

Елена КУДЖЕВА

Фото Валерия Шилова.


Поделиться ссылкой: