Помнить о том, с чего начиналась журналистика региона, кто стоял у истоков печатных изданий и электронных СМИ – это цель творческих встреч журналистов Кавминвод. Они проходят в этом году регулярно и посвящены 65-летию Союза журналистов Ставрополья. История газет региона для нынешнего поколения журналистов оказалась интересной и порой удивительной. А телевидение во всех его проявлениях – от государственной студии до частных компаний представлялось настоящей Терра-инкогнито. Татьяна Тарарина, Наталья Файсканова, Екатерина Кудрявец и Валерий Шилов – о времени, о котором вспоминать приятно и грустно.
О том, как проходила встреча, посвященная телевидению Кавминвод, расскажет Татьяна Тарарина:
Идейный вдохновитель творческих встреч — секретарь Пятигорского территориального отделения Союза журналистов России Елена Куджева. А глубокая изыскательская работа об истории всех СМИ – удел организатора Краеведческого центра Пятигорской городской библиотеки им. Горького Ларисы Сазановой. Так и распределились их роли в ходе нынешней встречи. Союз журналистов Ставрополья образовался практически одновременно с Союзом журналистов России по инициативе людей, имена которых напомнила Елена Куджева:
— Учредителями Союза были Иван Зубенко, Иван Шляхтин и Тамара Тлустая. И вот сегодня мы должны, обязаны просто вспоминать тех людей, которые работали на нашу аудиторию.
ПЯТИГОРСКАЯ ТЕЛЕСТУДИЯ
Даже перечислить невозможно все имена, как бы ни хотелось отдать дань благодарности каждому. Назовем хотя бы первого директора Пятигорской телестудии. Это была Валентина Павловна Николаева. У Ларисы Сазановой с телевидением связано, по ее словам, ощущение легенды и ощущение сбывшейся мечты. Но в своей краеведческой работе она руководствуется фактами:
В 51-м году в СССР существовало 2 телецентра – в Москве и в Ленинграде. В 55-м их стало 5. В 56-м – 9, в 57- м действовало 20 и столько же строилось. Именно в это число вошел Пятигорск. Пятигорский телецентр появился, благодаря горе Машук и мощной строительной базе. Первая телевизионная передача состоялась 19 сентября 59-го года.
С этого дня жители стали собираться в домах соседей, имеющих телевизор, чтобы посмотреть на «звезд» эфира, узнать, какие строятся на Ставрополье заводы и фабрики, как самоотверженно трудятся земляки в полях. О той поре уже никто не может рассказать воочию. Нет тех людей, и даже не осталось записи передач, ведь они шли в прямом эфире. И в основном только благодаря книгам краеведа Вадима Хачикова можно получить сведения об истории Пятигорского телевидения. Конечно, эта творческая встреча носила налет ностальгии. Но и сегодня марку Пятигорской телестудии достойно держат журналисты Маргарита Рекко, Борис Останкович, Юлия Бычкова. Операторы Николай Аванесян, Павел Коваленко, Андрей Джурбенко. В зоне их внимания – регион Кавминвод и восточные районы края.
Листать слайдшоу
Участие в творческой встрече коллег-журналистов приняли ветераны тележурналистики Татьяна Кихель и Ирина Гамазина, которые верой и правдой служили Пятигорскому телевидению с 70-х годов почти до конца существования студии и превращения ее в корпункт ГТРК «Ставрополье».
Татьяна Кихель:
Студия – это была душа. Студийность как принцип работы и как принцип жизни всегда был, с первого шага. Творческий огонь, который передавался от одного к другому. Всем было интересно, что ты делаешь, и что делают люди рядом с тобой. А что они написали? А что они думают об этом факте? А как это подано? И радость от того, что у кого-то это получилось лучше, чем у других.
Ирина Гамазина:
У нас было здесь несколько Всесоюзных фестивалей. И даже Международных, и Всероссийских, и молодежных, детских фестивалей. И приезжали люди со всей страны, и они подходили и говорили: что за уникальная у вас студия! Здесь совершенно другая атмосфера!
Наверняка молодых коллег удивляют многие факты. Из технологического оборудования у первых телевизионщиков была только камера и штатив к ней. Пленку проявляли в кастрюле или на сделанной самостоятельно минипроявочной машине – деревянной раме с гвоздями. Из-за тотального дефицита пленки приходилось делать фоторепортажи, и фотоснимки перед камерой виртуозно меняли две девушки. Все с замиранием сердца следили: уронят – не уронят, рассыпят – не рассыпят эти увесистые пачки фотографий.
Это о трудностях и о смешном. А как такое не вспоминать: при студии телевидения была своя театральная студия. Спектакли по пьесам собственного авторства шли в прямом эфире.
Ирина Гамазина:
У меня есть фотография моего Саши (Александра Миргорода). Он лежит в окопе, в каске, в солдатской шинели.
Татьяна Кихель:
Почему мы это делали? Нужен был контент, надо было что-то показывать.
А пленки-то не было в достаточном количестве. Позже, когда обзавелись ПТС (передвижная телевизионная станция), можно было выкатить камеру на улицу и брать интервью. Тоже в прямом эфире. Если при этом было какое-то движение, например, птичка пролетела, то это уже экшен!
В 90-е годы одна за другой стали появляться частные телекомпании: СИФ, СИМПЭКС, Регион КМВ – их уже нет. Приспосабливаются к новым условиям Пятигорское время, НТР на канале ЧЕ. В их редакциях можно встретить бывших сотрудников Пятигорской государственной телестудии, оставшейся только в истории. Как сказал кто-то из участников встречи, Пятигорская телестудия – это огромная планета, которая разлетелась на разные кусочки.
ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ СИФ
В феврале этого года Телерадиокомпании СИФ исполнилось бы 30 лет. Для Натальи Файскановой это счастливейший отрезок жизни. Вот о чем она говорила на творческой встрече журналистов КМВ:
Основателем ТРК СИФ и его руководителем был Геннадий Фарисович Файсканов. Еще в далекой юности он мечтал о телевидении. И, приехав в 1988 году в Кисловодск, он стал реализовывать свою мечту. Первым шагом стало создание в 1989 году кисловодской городской студии кабельного телевидения «Квазар» от ГК ВЛКСМ. Но его мечтой было эфирное региональное телевидение, которое могло войти в каждый дом жителей не только Кисловодска, но и всех Кавминвод. Для любого дела нужны соратники. Тем более для такого грандиозного проекта, как СМИ регионального масштаба, тем более в то непростое время. Я была главным его партнером и супругой все эти годы. А на этапе становления идею Геннадия поддержали сначала Валерий Артемович Саградов — известный и уважаемый предприниматель, а позже Ованес Грантович Акопян. При рождении телекомпания была названа по первым буквам первых учредителей: Саградов и Файскановы («СИФ»).
Позднее СИФ как СМИ получило другую расшифровку: «События.Информация.Факты». С этим названием оно просуществовала 23 года.
Мечтой Геннадия Фарисовича было создание настоящего телевидения с телепрограммами, большой журналистской командой. И это ему удалось. Большую роль в этом сыграла знаковая встреча с Ольгой Аркадьевной Афанасьевой – замечательным человеком, профессионалом в телевидении. Она много лет работала на пятигорской телестудии, имела образование режиссера. Ольга согласилась на предложение Файсканова и с первого дня своей работы в СИФе подняла профессиональную планку на достаточно высокий уровень. Вместе с ней к команде новой телестудии оказалась Татьяна Мещерякова – диктор высшей категории, работавшая прежде тоже в пятигорской студии ТВ. Команда росла с каждым днем. И за все годы своего существования профессиональную планку СИФ держал на высоте. Акционерное общество ТРК СИФ было зарегистрировано в июле 1992 года, но днем рождения телестудии является первый выход в эфир. Таким днем для СИФа стало 1 февраля 1994 года. В этот день вышли первые новости, клипы собственного производства.
В своем развитии телекомпания прошла несколько этапов — от видеосалона на дому до полноценной телестанции, вещающей на все Кавминводы.
Первым сетевым партнером была телекомпания ТВ-6, а позднее – ТНТ. Используя контент партнеров, студия СИФ готовила много программ собственного производства. За время существования в эфир выходило около 30 программ.
Такие программы, как «Новости КМВ», «Постфактум», «Панацея», «Актуальное интервью», «Детские новости», «Тревожный звонок» и многие другие до сих пор вспоминаются телезрителями . «Я здесь живу» — выходила в эфир с 1997 по 2017 год. Гостями прямого эфира были руководители, депутаты, общественные деятели разного уровня, как местные, так и из краевого центра и Москвы, и просто интересные люди. Программу вспоминают до сих пор, потому что, позвонив в прямой эфир, люди могли решить проблемы, которые не решались годами. Два сезона на канале шел грандиозный проект «Большие таланты маленького города», авторами которого были талантливые режиссеры Виктор Мирошниченко и Ольга Афанасьева. Десятки детей получили возможность показать свой талант. И, кстати, некоторые из них стали профессиональными артистами.
СИФ многое в крае делал первым: «Большие таланты маленького города», производство постановочных игровых рекламных видеороликов, артистами в которых часто выступали работники СИФа, знакомые, родственники. С 1994 года ежедневно в эфире телекомпании размещались ролики о сборе средств для оказания помощи больным людям, нуждающимся в дорогостоящем лечение. И всегда это делалось бесплатно.
Большинство работников не имели специальной подготовки, но у всех было горячее желание стать профессионалами в ТВ. Геннадий Фарисович всегда легко шел на эксперименты. Отправлял на курсы подготовки, давал возможность попробовать свои силы, приглашал специалистов из Москвы для повышения профессионального уровня журналистов и менеджеров. Особо нужно отметить роль Ольги Афанасьевой, благодаря которой все проекты телекомпании были на достойном уровне, не раз были отмечены наградами на краевых и российских конкурсах. Да и все, кто принимал участие в подготовке телепрограмм, благодаря ее вниманию и опеке стали настоящими профи.
Приятно осознавать, что работа в СИФе помогла многим определить свой жизненный путь и связать его с телевидением, кино, журналистикой. В Москве работает режиссером Азат Григорьян, который впервые появился в телекомпании, когда ему было 15 лет. Много лет на канале Россия ведущей программы «Парламентский час» работала Алена Пламадилова. Людмила Малхозова работала на российском ТВ, была автором фильмов, программ, играя в различных сериалах. В журналистике продолжают работать Андрей Шворнев, Алена Терехова, Люсина Мартиросова, Андрей Джурбенко.
Все годы своего существования Телерадиокомпания СИФ для всех, кто в ней работал, была большой и дружной семьей. И сегодня, теплые отношения продолжают оставаться между людьми, которые себя называют «сифовцы».
С нами уже нет Геннадия Файсканова, Ольги Афанасьевой, Виктора Мирошниченко, Галины Моршневой. Их нет, но остается память о них, память о том большом деле, которому они отдали многие годы своей жизни.
ТЕЛЕКОМПАНИЯ СИМПЭКС
Мы старались быть не похожими на других – это и обеспечило нам успех, говорит Екатерина Кудрявец:
История телеканала Симпэкс начинается в 1994 году. Каждая из региональных телекомпаний в то время проходила этапы проб, становления, формирования коллектива. И если мы говорим об истинном расцвете и популярности Симпэкса, то нужно отталкиваться от того момента, когда главным редактором стала Маргарита Жемчугова, и это был 2001 год. В это же время началось сотрудничество с телеканалом СТС. Молодой коллектив стал подбирать формат, который отличался бы от других компаний, искать своего зрителя. И конечно, самым крупным и известным проектом стала программа «Детали КМВ».
Мы стремились быть не похожими на остальных. Мы понимали, что каждая телекомпания делала новостные программы. Но было желание быть уникальными, не похожими на остальных. И старались нащупать свой формат, найти своего зрителя. И именно акцент на деталях был важен. Обыграть, преподнести интересно. У каждого журналиста свой собственный почерк, свой подход. И даже самая строгая редактура эту схему сломать не старалась. Постепенно корреспонденты выходили на свои собственные и очень интересные проекты. Мы вспоминаем программы Наталии Мхоян, прекрасного, самобытного журналиста, которая нас покинула так безвременно и рано. Это были «Сарафан» и «Гвозди». Яркой премьерой на телеканале стала программа Валерии Поддаевой «Окрошка». Каждая жительница КМВ мечтала стать участницей коммерческого проекта «Стилиссимо», где был реальный шанс изменить свой образ и стать неотразимой. Но помимо всего, телеканал Симпэкс продолжал расширение аудитории. Это были и прямые эфиры программы «КМВ Онлайн», когда в студию приходили известнейшие персоны.
Велась работа над аналоговыми, а затем и над цифровыми студиями, и над этим трудилась прекрасная команда профессионалов. Плюс к тому программа «Детали КМВ» обрастала различными, в том числе и социальными проектами, в рамках которых оказывалась адресная помощь ветеранам ВОв — приобретались необходимые им для жизни и здоровья ортопедические матрасы, бытовая техника, посуда. К 70-летию Великой Победы был запущен проект «Дороги Победы», когда участники войны делились своими воспоминаниями о ратных подвигах.
«РЕГИОН- КМВ»
Где былой профессионализм?! Нет его, возмущается Валерий Шилов:
Феномен двадцатого века — телевидение, — ныне, в двадцать первом, — понемногу уступает свои позиции. И, конечно же — интернету… Но часто, глядя на бредовый контент так называемых «блоггеров», невольно вспоминаешь начало 90-х годов прошлого века, когда государственное телевидение потеснили частные телеканалы. Их успех был обусловлен не только оригинальным контентом, но и профессиональным уровнем, который обеспечивали те, у кого за плечами уже был опыт работы на телевидении.
Ныне, даже по прошествии почти тридцати лет, многие помнят утреннюю информационно-музыкальную программу «Регион-КМВ», которая выходила в эфир в 1995 — 2000 годах. В те времена канал РТР еще не был круглосуточным: вещание начиналось в восемь утра. Этим мы и воспользовались. Мы — это я и моя жена Ирина. Программу, длительностью сорок минут, мы записывали днем, а вечером кассету отвозили на улицу Мира, в студию телевидения. Нюанс был в том, что одно из помещений принадлежало подразделению министерства связи, которое осуществляло подачу телевизионного сигнала на передатчики всего края. Наши друзья, обслуживавшие в этом помещении аппаратуру, и осуществляли выдачу программы. Договор с краевым радиопередающим центром предусматривал трансляцию «Региона-КМВ» в Пятигорске и Кисловодске. Правда, часто программу транслировали во всех населенных пунктах края: дежурные техники из добрых побуждений ежедневно включали передатчики в 7:15… Каждый выпуск содержал музыкальны клипы, новости, рекламные блоки. Темп работы был высокий: наша программа выходила ЕЖЕДНЕВНО с июля 1995-го по ноябрь 2000 года! А уже в декабре, на отдельной частоте, мы начали трансляцию телеканала «МУЗ-ТВ-Пятигорск…» Но это уже совсем другая история…
Фото предоставлены участниками встречи из личных архивов
11.07.2024