«Время сильных женщин – бремя слабых мужчин»

Поэт, бард,  художник, член, по крайней мере, двух творческих союзов, кандидат экономических наук. Всё это – о пятигорчанке Татьяне Санкиной. Перечислять другие регалии? Не стоит. Достаточно названий ее книг, чтобы понять, насколько это неординарный человек: «Цикоревое лето», «Роскошная стерва», «Лень, счастье и я» (в том числе и иллюстратор). Елена Куджева насладилась новой книгой стихов Татьяны: «Время сильных женщин – бремя слабых мужчин».

Читать стихи Татьяны Санкиной – занятие, безусловно, занимательное, но его трудно назвать легким времяпрепровождением. Тем более, что автором выступает женщина, от творчества которой априори ожидается романтичный флёр чувств, изящная вязь словесности и затейливая красноречивость мыслей. К творчеству Татьяны Санкиной все эти эпитеты имеют небольшое отношение. Скорее, это труд серьезный, напряженный, требующий сосредоточенного внимания и глубокого осмысления. Татьяна и сама признается, что сочинительство для нее дело выстраданное и крайне необходимое. Ей «…не дано писать легко и в стих, как в штольню» — так характеризует она процесс своего творчества. Но, перерабатывая огромные массивы слов, мыслей, рифм, а главное, поднимая пласты своего жизненного опыта и наблюдений, она извлекает из них строки, способные заинтриговать взыскательного критика и удивить, обескуражить простодушного любителя поэзии.

Сказав о себе «Тело женское – мозги мужские», она не погрешила против истины, так как читатели наверняка отметили смелость ее суждений, оригинальность выводов и дерзость оценок. Но самое главное, они не могли не заметить ее потрясающую честность в том, что она пытается рассказать о себе, своей жизни, метаморфозах души, привычек и желаний.

Вообще любое творчество имеет не столько автобиографичный, сколько исповедальный характер, когда достоянием огромного количества людей, которые в эти мгновения предстают в качестве некоего объединенного духовника, становятся даже самые затаенные, самые интимные мысли автора. И надо иметь бесстрашие и какую-то отчаянную бесшабашность, чтобы раскрывать миру свою суть, свои самые сильные и слабые стороны.

Помните знаменитые тютчевские строки: «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется»? Мне кажется, что и Татьяна Санкина, предполагая многое, не все может угадать. В ответ на искренность получит ли она понимание, сочувствие или натолкнется на откровенное злорадство, зависть, негодование толпы? И, тем не менее, она не изменяет своей привычке жить безоглядно, взахлёб, с любопытной радостью познавания мира и людей вокруг.

Молодость бесхитростна и являет правду в первозданном, некупированном виде, в зрелости же многие люди прибегают к мифотворчеству, вымарывая из собственной биографии неприглядные места, досадные ошибки и просчеты. Санкина в этом отношении честнее многих: если она и пытается приукрасить себя и свое прошлое, то делает это в малой степени. Правда, иногда возникает подозрение, что есть некая бравада явным интеллектуальным превосходством над среднестатистической образованностью большинства людей, склонность к броским, иногда парадоксальным эпитетам, жонглирование словом, позой, образом. Усиливает это впечатление излишняя, чуть ли не нарочитая инверсия текстов, когда стремление к поэтической оригинальности начинает превалировать над смысловым значением. В поэзии Санкиной мне иногда не хватает простоты построения слов и ясности изложения.

Но стоит ли что-то менять? Вдруг тогда исчезнет удивительная, порой задевающая, но такая привлекательная самобытность этого талантливого человека? Тем более что мое многолетнее, пусть не столь частое общение с Татьяной, опровергает нелепость всяческих подозрений ее в позерстве. Санкина действительно такая – умная, многогранная, свободолюбивая, в чем-то непредсказуемая. Она абсолютно естественна в своем способе выражения мыслей, искренна в симпатиях и антипатиях, органична в выборе модели поведения и образа жизни. При всей своей любви к эпатажу, она тонко чувствует границу дозволенного и никогда не впадает в дурновкусие. «Мера – тонкое лезвие между «да» и «нет».

Многих читателей, возможно, насторожит рубленность ее коротких и емких фраз, неожиданность рифмы, вольность словообразования, сбивчивость ритма. Она и не претендует на совершенство, заявляет открыто: «…пусть и немножко корявенько вышло, зато честно по максимуму, сама ведь тоже не идеальна. Как и вся жизнь».

Но что-то есть в этом почти телеграфном стиле привлекательное, а в стремлении быть счастливой – такое понятное, женское, общечеловеческое желание. Она не мыслит своего существования вне любви, она отчаянно ее ищет. И готова идеализировать, возвеличивать своего избранника. Но как часто радость встречи с тем самым долгожданным, единственным и неповторимым, кто должен бы оценить глубину и красоту рожденных в ней чувств, сменяется горьким разочарованием.

А я думала – он мечтает…
Оказалось, что цели – по графику.
А я думала – он летает…
Оказалось, полеты расписаны.
И опять излилась впустую:
путь в любовь заперт внутренним трафиком.
Не могу… не хочу… бастую!
Как же сердце в оковы-то втиснуть мне…

Для Татьяны Санкиной внутренний комфорт важнее благ материальных, он ей нужен для творчества, для самовыражения, для полета души. Только при этом условии рождаются ее стихи и проза, звучит певуче голос и виртуознее кисть в руках. Потому что Татьяна — и поэт, и бард, и художник, человек талантливый во многих своих проявлениях. Романтичное начало в ней удивительным образом сочетается с математической логикой, сентиментальность – с трезвым расчетом, безрассудность – с прагматизмом. В какой-то момент завоеванной напряженным трудом преподавателя вуза гарантированной стабильности она предпочла свободу, ушла с престижной работы и бросилась в нее, как в полет, в бесконечное, захватывающее дух парение. Не каждый способен на подобное бесстрашие. «Надоели успешные маски, снять которые смелости нет». А Татьяна позволила себе расстаться с маской, быть свободной от обязательств и условностей, позволила себе проживать собственную жизнь, а не отвечать за другие. «Каждый счастлив, насколько себе это позволяет», — убеждена Татьяна. Не все ее поняли, некоторые осудили, наверное, считая, что имеют на это право.

Санкина старается не держать обиды в сердце, закрывается от них чувством юмора, а оно у нее достаточно тонкое, философское, с вкраплениями сарказма: «Она способна на поступок, он способен лишь на жест», «В каждом из нас спит гений, и с каждым днем всё сильнее», «Большинству нужно гораздо меньше, чем ты можешь дать», «Чтобы что-то сказать, порой надо столько намолчаться», «Хуже откормленных комплексов лишь недоразвитые достоинства», «Время сильных женщин – бремя слабых мужчин».

Ее книга состоит из разделов с красноречивыми названиями: «Когда любви отчаянно хотелось», «Философское?», «Злое и честное», «Нежное и светлое», «Эроническое и ипохальное» и другие. И в каждом разделе соответствующее названию состояние души – чуткой к истине и фальши, к добру и злу, к любви и нелюбви. Ее переживания не эгоцентричны, она остро реагирует на происходящее вокруг. «Откуда, как, почему кожей и душой я ощущала чужие страдания, смерти, войны? Какое безумие – этот мир!» — ужасается она и готова защищать справедливость и здравый смысл всеми доступными ей средствами. Причем, в отличие от диванных критиков, чье брюзжание не подкреплено конкретными действиями, Татьяна Санкина готова покинуть территорию личного комфорта.

Пусть не каждый Галилео,
Лишь бы каждый был не раб
.

Если стихосложение она сравнивает с переменчивым течением реки, то проза для нее – манящая вольность океана. И всюду ей хорошо: преодолевать опасные пороги, нежиться в качании волн, плыть по течению.

Один из рассказов Татьяны называется «Абрикосовые оладушки». Так вот ее проза такая же вкусная, теплая, пронизанная янтарными брызгами эмоций, с наслаждением смакующая красоту и хрупкость каждого дня, драгоценный дар жизни. Ее рассказам свойственна поэтическая выразительность, доверительная интонация, а главное достоверность.

Роскошь образа, изыск строки
по-прежнему вкусны мне и желанны
.

Закрыв прочитанную книгу, читатель, наверняка, возвратится к ней не единожды. И всякий раз обнаружит в ней что-то глубоко созвучное его собственным мыслям и чувствам. И в этом предназначение поэта, в этом предназначение Татьяны Санкиной.

Автор Елена Куджева


Поделиться ссылкой: