Поэт, бард, художник, член, по крайней мере, двух творческих союзов, кандидат экономических наук. Всё это – о пятигорчанке Татьяне Санкиной. Перечислять другие регалии? Не стоит. Достаточно названий ее книг, чтобы понять, насколько это неординарный человек: «Цикоревое лето», «Роскошная стерва», «Лень, счастье и я» (в том числе и иллюстратор). Елена Куджева насладилась новой книгой стихов Татьяны: «Время сильных женщин – бремя слабых мужчин».
Читать стихи Татьяны Санкиной – занятие, безусловно, занимательное, но его трудно назвать легким времяпрепровождением. Тем более, что автором выступает женщина, от творчества которой априори ожидается романтичный флёр чувств, изящная вязь словесности и затейливая красноречивость мыслей. К творчеству Татьяны Санкиной все эти эпитеты имеют небольшое отношение. Скорее, это труд серьезный, напряженный, требующий сосредоточенного внимания и глубокого осмысления. Татьяна и сама признается, что сочинительство для нее дело выстраданное и крайне необходимое. Ей «…не дано писать легко и в стих, как в штольню» — так характеризует она процесс своего творчества. Но, перерабатывая огромные массивы слов, мыслей, рифм, а главное, поднимая пласты своего жизненного опыта и наблюдений, она извлекает из них строки, способные заинтриговать взыскательного критика и удивить, обескуражить простодушного любителя поэзии.
Сказав о себе «Тело женское – мозги мужские», она не погрешила против истины, так как читатели наверняка отметили смелость ее суждений, оригинальность выводов и дерзость оценок. Но самое главное, они не могли не заметить ее потрясающую честность в том, что она пытается рассказать о себе, своей жизни, метаморфозах души, привычек и желаний.
Вообще любое творчество имеет не столько автобиографичный, сколько исповедальный характер, когда достоянием огромного количества людей, которые в эти мгновения предстают в качестве некоего объединенного духовника, становятся даже самые затаенные, самые интимные мысли автора. И надо иметь бесстрашие и какую-то отчаянную бесшабашность, чтобы раскрывать миру свою суть, свои самые сильные и слабые стороны.
Помните знаменитые тютчевские строки: «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется»? Мне кажется, что и Татьяна Санкина, предполагая многое, не все может угадать. В ответ на искренность получит ли она понимание, сочувствие или натолкнется на откровенное злорадство, зависть, негодование толпы? И, тем не менее, она не изменяет своей привычке жить безоглядно, взахлёб, с любопытной радостью познавания мира и людей вокруг.
Молодость бесхитростна и являет правду в первозданном, некупированном виде, в зрелости же многие люди прибегают к мифотворчеству, вымарывая из собственной биографии неприглядные места, досадные ошибки и просчеты. Санкина в этом отношении честнее многих: если она и пытается приукрасить себя и свое прошлое, то делает это в малой степени. Правда, иногда возникает подозрение, что есть некая бравада явным интеллектуальным превосходством над среднестатистической образованностью большинства людей, склонность к броским, иногда парадоксальным эпитетам, жонглирование словом, позой, образом. Усиливает это впечатление излишняя, чуть ли не нарочитая инверсия текстов, когда стремление к поэтической оригинальности начинает превалировать над смысловым значением. В поэзии Санкиной мне иногда не хватает простоты построения слов и ясности изложения.
Но стоит ли что-то менять? Вдруг тогда исчезнет удивительная, порой задевающая, но такая привлекательная самобытность этого талантливого человека? Тем более что мое многолетнее, пусть не столь частое общение с Татьяной, опровергает нелепость всяческих подозрений ее в позерстве. Санкина действительно такая – умная, многогранная, свободолюбивая, в чем-то непредсказуемая. Она абсолютно естественна в своем способе выражения мыслей, искренна в симпатиях и антипатиях, органична в выборе модели поведения и образа жизни. При всей своей любви к эпатажу, она тонко чувствует границу дозволенного и никогда не впадает в дурновкусие. «Мера – тонкое лезвие между «да» и «нет».
Многих читателей, возможно, насторожит рубленность ее коротких и емких фраз, неожиданность рифмы, вольность словообразования, сбивчивость ритма. Она и не претендует на совершенство, заявляет открыто: «…пусть и немножко корявенько вышло, зато честно по максимуму, сама ведь тоже не идеальна. Как и вся жизнь».
Но что-то есть в этом почти телеграфном стиле привлекательное, а в стремлении быть счастливой – такое понятное, женское, общечеловеческое желание. Она не мыслит своего существования вне любви, она отчаянно ее ищет. И готова идеализировать, возвеличивать своего избранника. Но как часто радость встречи с тем самым долгожданным, единственным и неповторимым, кто должен бы оценить глубину и красоту рожденных в ней чувств, сменяется горьким разочарованием.
А я думала – он мечтает…
Оказалось, что цели – по графику.
А я думала – он летает…
Оказалось, полеты расписаны.
И опять излилась впустую:
путь в любовь заперт внутренним трафиком.
Не могу… не хочу… бастую!
Как же сердце в оковы-то втиснуть мне…
Для Татьяны Санкиной внутренний комфорт важнее благ материальных, он ей нужен для творчества, для самовыражения, для полета души. Только при этом условии рождаются ее стихи и проза, звучит певуче голос и виртуознее кисть в руках. Потому что Татьяна — и поэт, и бард, и художник, человек талантливый во многих своих проявлениях. Романтичное начало в ней удивительным образом сочетается с математической логикой, сентиментальность – с трезвым расчетом, безрассудность – с прагматизмом. В какой-то момент завоеванной напряженным трудом преподавателя вуза гарантированной стабильности она предпочла свободу, ушла с престижной работы и бросилась в нее, как в полет, в бесконечное, захватывающее дух парение. Не каждый способен на подобное бесстрашие. «Надоели успешные маски, снять которые смелости нет». А Татьяна позволила себе расстаться с маской, быть свободной от обязательств и условностей, позволила себе проживать собственную жизнь, а не отвечать за другие. «Каждый счастлив, насколько себе это позволяет», — убеждена Татьяна. Не все ее поняли, некоторые осудили, наверное, считая, что имеют на это право.
Санкина старается не держать обиды в сердце, закрывается от них чувством юмора, а оно у нее достаточно тонкое, философское, с вкраплениями сарказма: «Она способна на поступок, он способен лишь на жест», «В каждом из нас спит гений, и с каждым днем всё сильнее», «Большинству нужно гораздо меньше, чем ты можешь дать», «Чтобы что-то сказать, порой надо столько намолчаться», «Хуже откормленных комплексов лишь недоразвитые достоинства», «Время сильных женщин – бремя слабых мужчин».
Ее книга состоит из разделов с красноречивыми названиями: «Когда любви отчаянно хотелось», «Философское?», «Злое и честное», «Нежное и светлое», «Эроническое и ипохальное» и другие. И в каждом разделе соответствующее названию состояние души – чуткой к истине и фальши, к добру и злу, к любви и нелюбви. Ее переживания не эгоцентричны, она остро реагирует на происходящее вокруг. «Откуда, как, почему кожей и душой я ощущала чужие страдания, смерти, войны? Какое безумие – этот мир!» — ужасается она и готова защищать справедливость и здравый смысл всеми доступными ей средствами. Причем, в отличие от диванных критиков, чье брюзжание не подкреплено конкретными действиями, Татьяна Санкина готова покинуть территорию личного комфорта.
Пусть не каждый Галилео,
Лишь бы каждый был не раб.
Если стихосложение она сравнивает с переменчивым течением реки, то проза для нее – манящая вольность океана. И всюду ей хорошо: преодолевать опасные пороги, нежиться в качании волн, плыть по течению.
Один из рассказов Татьяны называется «Абрикосовые оладушки». Так вот ее проза такая же вкусная, теплая, пронизанная янтарными брызгами эмоций, с наслаждением смакующая красоту и хрупкость каждого дня, драгоценный дар жизни. Ее рассказам свойственна поэтическая выразительность, доверительная интонация, а главное достоверность.
Роскошь образа, изыск строки
по-прежнему вкусны мне и желанны.
Закрыв прочитанную книгу, читатель, наверняка, возвратится к ней не единожды. И всякий раз обнаружит в ней что-то глубоко созвучное его собственным мыслям и чувствам. И в этом предназначение поэта, в этом предназначение Татьяны Санкиной.
Автор Елена Куджева