Аул нашего времени

Талантливо — о талантливых людях. Материал Светланы Соколовой читаешь, и как будто видишь людей, о которых она пишет. Так и хочется посмотреть сам фильм!

Обожаю истории успеха. Особенно когда их хватаешь в самом начале. Увидел новенькое и понимаешь – это настоящее, живой успех.
Так я летом попала на премьерный показ фильма «Испытание аулом». Случайно. Мои фото взяли на выставку в Музейно-выставочный комплекс «Моя страна. Моя история» в г. Пятигорске. Пришла посамолюбоваться, а заодно увидела «Испытание». Кавказский фильм про кавказский аул, хм… И вдруг оказалось, что пространство вибрирует. Будто в него приходит что-то новое и ткани реальности разрываются, чтобы это новое вплелось. И настроение такое радостное. И из чего складывается – не понятно. Из эмоций зрителей, из обрывков музыки, из улыбок…
Недавно узнала, что режиссер фильма живет в одном со мной городе. А так как работаю в газете, имею законное право приставать к незнакомым людям с любыми вопросами. Кстати, работу тоже именно за это обожаю. Пристала. В чем причина успеха? А Ислам Сатыров – молодой режиссер из Минвод смеется:
— У нас вопросов столько же, сколько у вас.
Это дебютный полный метр Ислама. Создан на компании «Домбайфильм» при поддержке Министерства культуры РФ, Фонда Президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив. Осенью кино вышло во всероссийский прокат.

Режиссёр Ислам Сатыров из Минеральных Вод

Мальчишки, отраженные в кино, как в зеркале
Молодое поколение явилось в кино с хорошим запасом. Чипсы, сухарики, газировка. Как только погас свет, захрустели пакеты, воздух наполнился копчено-маринованными ароматизаторами. Потом случилось непонятное. С экрана на них хрустел снедью такой же точно мальчишка. А другой снимал видосики для своего блога, огрызался в беседе со взрослыми, и вслед ему летели комменты пенсионерок с лавочки. Но он не огорчался, был остер на язык, защищался, дрался, любил родных и в девчонку влюблялся, падал не раз, причем с лошади, и, конечно, поднимался. Он не был плохим. Это был ребенок обыкновенный.
Когда у мальчишек по ту сторону экрана пошли в ход кулаки, мальчишки по эту – хрустеть едой-то забыли. К середине фильма многие подались вперед, смотрели внимательно и безотрывно. Прижимали руки к лицу, как делают люди в особо эмоциональные моменты. И это те самые неуправляемые подростки, которые не терпят, когда их учат жить.
Конечно, были в зале такие, кто старательно отводил от большого экрана глаза. Пытался высмотреть в маленьком телефончике что-то великое и светлое, такого там не находилось, тогда ребенок зевал и маялся.
Но большинство вовлеклись в «Испытание», как в собственную реальность.
Что же сделали создатели фильма? Похоже, просто поговорили с ребятами о самом ценном. Не опуская разговор до уровня роботов и попмультяшек. А поднимая его на уровень взрослого кино. И оказалось, что в современном детском кино не обязательны супергерои в лосинах, но обязательна искренность и любовь к семье.

Языки живые и мертвые
В «Испытании аулом» сюжет незамысловатый и на первый взгляд предсказуемый. Само название фильма будто раскрывает все карты, ясно, что кого-то будут перевоспитывать сельскими ценностями. Но в простом сюжете таится непростая глубина.
— Идея принадлежит моему другу Артуру Найманову, — рассказывает Ислам. – И она родилась из реальности, из боли, связанной с утерей культуры народа, с утратой языка.
Справка: Артур Найманов является продюсером фильма. Еще в 2019 году он заручился поддержкой Фонда президентских грантов и в Ногайском районе Карачаево-Черкесии организовал школу кино, также руководит общественной организацией Союз кинематографистов КЧР.
— А потом выяснилось, что это актуальная проблема для многих народов, продолжает Ислам. — В зависимости от численности народа она принимает разные масштабы, иногда просто катастрофические.
Это подтверждают ученые РАН. Перепись населения России, проведенная в 2021 году выявила пять исчезнувших языков и один заснувший. Лингвисты уточняют, что с начала XX века в России ушло 15 языков. Самый недавно ушедший — алеутский — его последняя российская носительница умерла в 2021 году. Всего же в стране сейчас 155 живых языков.
Поэтому фильм очень тепло встретили в самых разных уголках РФ. Во многих городах кинотеатры продляли прокат и организовывали дополнительные показы.
— Вследствие глобализации можно потерять индивидуальность и человечность, — считает молодой режиссер. — Ось развития, идущая из прошлого, становится нечеткой, а будущее туманным.

Продюсер Артур Найманов (посередине) и актеры Руслан Баисов, исполнивший роль тренера по верховой езде (справа) и Сулиман Баисов – тот самый харизматичный и добрый мальчишка по прозвищу Пузырь (слева) на премьерном показе фильма в Пятигорске.

Как бы ты в жизни сказал? Так в кино и скажи.
Первый вариант сценария писали группой – Артур вместе с Вадимом Саитовым и Халимат Гергоковой, прям на сценарном курсе. После Вадим Саитов, писатель из Уфы, дорабатывал его, прописывались диалоги.
Режиссер раскрывает еще один секрет, почему фильм получился таким живым:
— Мы не зажимали детей в рамки сценария, например, писано одно, но детям предлагали: «Как бы ты в жизни сказал? Так в кино и скажи».
Роль одного из героев – мальчика, который называет себя Волком, но откликается на Пузыря – писали для реального пацана Сулимана Баисова. Он в жизни настолько харизматичен, что пройти мимо создатели фильма не могли. Некоторые приколы и шуточки записывали за ним «по ходу пьесы». Еще одного мальчишку решили взять во время кастинга, пацан так неподражаемо хлопал глазами, вызывая улыбки, что его включили в фильм «просто так».

Как дети стали актерами
Кастинги проводили не только в КЧР, где много ногайских сел, но и в окрестностях, в том числе в Минераловодском округе — в Канглах. Правда никто из Канглов в фильм не прошел.
— Очень долго искали девочку на роль главной героини, — вспоминает Ислам Сатыров, — практически отчаялись, и буквально в последний день кастинга вышла Алина Баракаева, спросила что-то у нас с горящими глазами, и сразу стало понятно — нашли. Мгновенно влюбила в себя всех окружающих. Она единственная актриса из Ставропольского края.
Хотя актриса – слово не совсем подходящее. В фильме только одна профессиональная актриса — Аскерхан Тагиева из Ногайского драматического театра сыграла бабушку главного героя. Деда же играл Рамазан Джемакулов, бывший афганец, тренер по восточным единоборствам, сейчас на заслуженном отдыхе.
На роль главного героя был выбран паренек Амир Кумратов.
— Он оказался больше остальных похож на городского жителя, это было одним из главных критериев, — шутит Ислам Сатыров. – Со своей ролью справился великолепно.
Но сьемки начались далеко не сразу. Несколько месяцев неактеры обучались на курсах актерского мастерства. Одновременно пришлось учится верховой езде. Как признается играющий главного героя Амир, это было самым сложным. В одной из сцен он даже чуть не упал с лошади по-настоящему.

На закоулках аулов
Итак, режиссер – молодой, продюсер – начинающий, сценарист – писатель, не писавший до этого сценариев, актеры – быстренько проходят курсы актерского мастерства. А в итоге получается фильм, который получает награды на фестивалях, и которому аплодируют зрительные залы.
— У нас была мощная поддержка профессионалов, — рассказывает Ислам Сатыров. – Организация съёмочного процесса, график, расписанный по минутам — большая часть компетенций приобретаются на опыте. Образование и блестящее знание теории не гарантируют успеха, нужна практика, умение быстро влиться в проект.
Было много столичных специалистов, а с профессиональным оборудованием помогла киностудия «Башкортостан» им. А. Абдразакова. Оттуда директор картины Алина Шакирова, художник-постановщик Айгуль Байрамгулова, операторы, осветители, инженеры.
Для сьемок выбрали самые аутентичные закоулки аулов. А необыкновенная природа Кавказа мягко вплелась в повествование. Простор и воздух не подавляют, но дают чувство родства и уюта. Сцена на восходе солнца в горах – одна из самых трогательных в фильме.

Семейное кино
В истории вообще много трогательных моментов. Взрослым есть над чем задуматься. Это и умение слышать потребности детей. И умение признавать свои ошибки. Там даже гордый, холодный, чопорный, уверенный в своей правоте дед может смягчиться и просить прощения.
Семейная комедия вышла как нельзя вовремя. 2024-ий объявлен в России годом семьи. Общество нуждается в таких историях. Министерством просвещения РФ фильм рекомендован к просмотру в образовательных учреждениях.
— Детское кино делать сложнее, чем взрослое, удержать внимание ребенка, тем более в наше время… — рассказывает Ислам, — признаюсь, я считал задумку провальной. Но сейчас многие родители пишут мне благодарности. И это удивительно.
Хотя, что удивительного? Созданное с большим уважением к детям, вызывает ответное уважение в них.
А скоро фильм будет во всех онлайн-кинотеатрах страны.

Зрители в ДК посёлка Загорский

Справка:

Ислам Сатыров – музыкант, композитор, режиссер и сценарист.
Родился в ауле Каясула Нефтекумского района, живёт в Минеральных Водах.
По образованию саксофонист. Окончил в Астрахани музыкальный колледж, эстрадно-джазовое отделение. Поступил в консерваторию, но бросил, увлекся звукорежиссурой. Работал в Москве на студии звукозаписи. После открыл свою музыкальную студию.
Ислама привлекла этническая музыка. Освоил домбру, двухструнный щипковый инструмент. Свой стиль относит к поп-року с элементами фольклорных приёмов. Это синтез домбры с современным звучанием. Сочиняет на ногайском языке. Выступал на международных фестивалях в Сербии, Венгрии, Турции…
Снялся в нескольких документальных фильмах.
В качестве режиссера снял 4 документальных фильма, 2 художественные короткометражки, один полнометражный, также снимает музыкальные клипы и рекламные ролики.
«Шёпот счастья» короткометражка — стала победителем всероссийского питчинга кинопроектов. Вторая короткометражка «В активном поиске» была участником всероссийского кинофестиваля «Хрустальный источник».
Документальный фильм «Якуб» в Казани номинирован на национальную кинопремию «Золотая тарелка», а также стал финалистом на кинофестивале «RUSSIAN ELEMENTARY CINEMA».
Новый проект — документальная кинолента «Авдарыс» (борьба на лошадях) выйдет летом 2024-го. Сюжет восхитителен сам по себе – молодой человек отказывается от жизни в Москве, приезжает в родной аул и возрождает забытый вид спорта – борьбу на лошадях. Почти нет спортсменов и подходящих лошадей, в затею никто не верит, но герою удается организовать первые состязания. Вспыхивает интерес, находится перспективный спортсмен, ребят приглашают на всероссийский турнир, они побеждают и едут на турнир международный. Напомню, кино документальное, то есть совершенно реальное.
Документальный фильм «Инста-пастух» получил специальный приз жюри на международном кинофестивале «Нефильтрованное кино» в Минске, был участником международных кинофестивалей в Мексике и Африке. С этим фильмом чудная история. Ислам случайно увидел ролик в сети, заинтересовался, связался с автором. Блогером оказался пастух из Дагестана, он снимал свою жизнь, смешные моменты, философские рассуждения. Артур Аджибатыров дал Исламу разрешение собрать из роликов фильм. Получилось новаторски, заинтересовались продюсеры из Москвы. Фильм попал на фестивали. Герой вдохновил Ислама написать сценарий теперь уже художественного фильма. Режиссер надеется на поддержку Министерства культуры РФ, если получить ее не удастся, будет искать другие возможности снять эту историю.
Одновременно Ислам Сатыров и Артур Найманов готовят вторую часть «Испытания аулом».

P.S. Секретная новость – создатели «Испытания аулом» планируют открыть на КМВ собственную киношколу. Подобная киношкола есть в КЧР, преподаватели из Москвы, обучение онлайн и бесплатно, нужно только подать заявку.

9.02.2024

Автор: Светлана Соколова

Фото автора и Музейно-выставочного комплекса «Моя страна. Моя история» в г. Пятигорске


Поделиться ссылкой: