Заядлые театралы наверняка не пропустили новую премьеру Пятигорского театра оперетты. Татьяна Савина посмотрела этот музыкальный спектакль и делится впечатлениями.
Оружейных мастер дел
Подковать блоху сумел.
Удивил царя в столице,
Был отправлен за границу.
Сам секреты разузнал,
А своих-то не сказал.
И с почетом возвратился.
На зазнобушке женился,
И такой был перепляс!
Не хватало только вас.
Поспешайте в оперетту,
Срочно в кассу, за билетом!
На «Левшу» такой аншлаг —
Уцелел бы ваш обшлаг!
Премьера музыкальной комедии «Левша, или Русский секрет» состоялась в Ставропольском Государственном театре оперетты. Либретто по сказу Н. Лескова «Левша» написали драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов. Автор музыки к спектаклю композитор Владимир Дмитриев.
Музыкальную комедию о тульских умельцах ставили многие театры страны, в том числе и пятигорский. И вот спустя почти 50 лет «Левша» вновь вернулся на Кавказские Минеральные Воды. Поставил спектакль приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга заслуженный деятель искусств Республики Карелия Владимир Шестаков.
По законам жанра действо имеет счастливый конец. Лесковский Левша жив-здоровехонек, лихо отплясывает на собственной свадебке. А в купе с ним пляшут и все остальные персонажи комедии.
Но вспомним пушкинское: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какие же уроки может вынести зритель, посмотрев «Левшу, или Русский секрет»? А те самые, что заложены классиком русской отечественной литературы Николаем Семеновичем Лесковым. Хорошо ли это или плохо, но они по-прежнему актуальны.
Не всегда ценят своё, родное. Не все понимают особенность русской души. Не все верят в народную смекалку, патриотизм, чистоту и верность обычного, простого человека.
Минуло полтора века. Не шибко-то мы продвинулись, если брать наши моральные качества. Есть чему поучиться у героев лесковского «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе».
Не терял достоинства российский мастеровой, не соблазнился посулами аглицкими. Мы, говорил, к своей родине привержены, домой нам надо.
Достоверно сыграл Левшу, добавив ему обаятельности, лауреат Международных конкурсов Владимир Басов. А лихой казак атаман Платов! Лихости своей не растерял, вдругорядь до пятигорской сцены добравшись. Статен, выпит, громогласен.
Но лесковского в нем, на мой взгляд, шибко поубавилось. У Николая Семеновича главное в атамане Платове — его патриотизм. Не робел царя-батюшку поправлять, когда тот иностранщиной увлекался.
Артист театра Олег Колесников в этом спектакле помимо атамана играет еще и Грознова. Двойные роли в разных составах также у почетного деятеля искусств СК Дмитрия Патрова (Царь и Министр), Сергея Шадрина (Кисельвроде и Министр). Татьяна Буракова, Ирина Рудоман, Дмитрий Пилишвили, Григорий Жуковский тоже примерили в этом спектакле по два образа.
Мне показалось, или так это было это на самом деле, артисты театра буквально купались в своих ролях, получая удовольствие от собственной игры! Пальму первенства я бы отдала Николаю Качановичу, почетному деятелю искусств СК. Он был великолепен в роли Грознова!
И царь был царственен в меру (почетный деятель искусств СК Николай Бондарев), и Машка хороша (Дарья Соломахина), и Фрол с Пахомычем не подкачали (лауреат Международных конкурсов Рустам Вайдман и Дмитрий Пилишвили).
Очень понравились веселые, озорные скоморохи (Виктория Булгакова, Татьяна Буракова, Игорь Черкасов, Григорий Жуковский). А Блоха! Её неподражаемо сыграла Александра Деева.
Боюсь, читатель утонет в именах и фамилиях. Хотя назвать хотелось бы многих. Как всегда на высоте балет — балетмейстер-постановщик почетный деятель искусств СК Татьяна Шабанова.
Потрясающе звучал оркестр под управлением дирижера-постановщика Александра Жиленкова (Москва). Украшением спектакля стала работа сценографа и художника по костюмам Ирины Арлачевой (Москва).
Я побывала в театре на сдаче спектакля 4 апреля, когда приглашались журналисты. А премьера состоялась на следующий день, 5 апреля, многие роли уже исполнялись другими артистами. Знаю, что зал был полон. Публика принимала новинку сезона шквалом аплодисментов.
Удался «Левша», он же «Русский секрет»! А разве могло быть иначе? Коллектив театра работал над спектаклем с вдохновением. Уложился в сжатые сроки. Два месяца репетиций в дополнение к плановым, а также к спектаклям и концертам.
Каждому участнику музыкальной комедии о Левше хотелось внести свою патриотическую нотку. И они зазвучали гимном любви к России — в красоте народных костюмов, в мелодичности песен, в залихватских танцах, в искренности, непосредственности героев, в их умении оставаться самими собой. Блоху подкуют запросто, а хвастаться не умеют. Такие они, туляки! И не только. Русские люди такие.
Подзабыли мы немножко о себе, о корнях своих. А пора и самим вспомнить, и миру показать. Не лапотники мы и не лыком шиты. Есть у нас и сегодня умельцы, не хуже Левши. И Русский секрет сохранился.
Фото Алины Кошкиной
15.04.2024