ЛЕВША ЖИЛ, ЛЕВША ЖИВ, ЛЕВША БУДЕТ ЖИТЬ

Заядлые театралы наверняка не пропустили новую премьеру Пятигорского театра оперетты. Татьяна Савина посмотрела этот музыкальный спектакль и делится впечатлениями.

Оружейных мастер дел

Подковать блоху сумел.

Удивил царя в столице,

Был отправлен за границу.

Сам секреты разузнал,

А своих-то не сказал.

И с почетом возвратился.

На зазнобушке женился,

И такой был перепляс!

Не хватало только вас.

Поспешайте в оперетту,

Срочно в кассу, за билетом!

На «Левшу» такой аншлаг —

Уцелел бы ваш обшлаг!

Премьера музыкальной комедии «Левша, или Русский секрет» состоялась в Ставропольском Государственном театре оперетты. Либретто по сказу Н. Лескова «Левша» написали драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов. Автор музыки к спектаклю композитор Владимир Дмитриев.

Музыкальную комедию о тульских умельцах ставили многие театры  страны, в том числе и пятигорский. И вот спустя почти 50 лет «Левша» вновь вернулся на Кавказские Минеральные Воды. Поставил спектакль приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга заслуженный деятель искусств Республики Карелия Владимир Шестаков.

По законам жанра  действо имеет счастливый конец. Лесковский Левша жив-здоровехонек, лихо отплясывает на собственной свадебке. А в купе с ним пляшут и все остальные персонажи комедии.

Но вспомним пушкинское: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какие же уроки может вынести зритель, посмотрев «Левшу, или Русский секрет»? А те самые, что заложены классиком русской отечественной литературы Николаем Семеновичем Лесковым. Хорошо ли это или плохо, но они по-прежнему актуальны.

Не всегда ценят своё, родное. Не все понимают особенность русской души. Не все верят в народную смекалку, патриотизм, чистоту и верность обычного, простого человека.

Минуло полтора века. Не шибко-то мы продвинулись, если брать наши моральные качества.  Есть чему поучиться у героев  лесковского «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе».

Не терял достоинства российский мастеровой, не соблазнился посулами аглицкими. Мы, говорил, к своей родине привержены, домой  нам надо.

Достоверно сыграл Левшу, добавив ему обаятельности, лауреат Международных конкурсов Владимир Басов. А лихой казак атаман Платов! Лихости своей не растерял, вдругорядь до пятигорской сцены добравшись. Статен, выпит, громогласен.

Но лесковского в нем, на мой взгляд, шибко поубавилось. У Николая Семеновича  главное в атамане Платове — его патриотизм. Не робел царя-батюшку поправлять, когда тот иностранщиной увлекался.

Артист театра Олег Колесников в этом спектакле помимо атамана играет еще и Грознова. Двойные роли в разных составах также у почетного деятеля искусств СК  Дмитрия Патрова (Царь и Министр), Сергея Шадрина (Кисельвроде и Министр). Татьяна Буракова, Ирина Рудоман, Дмитрий Пилишвили, Григорий Жуковский тоже примерили в этом спектакле по два образа.

Мне показалось, или так это было это на самом деле, артисты театра буквально купались в своих ролях, получая удовольствие от собственной игры! Пальму первенства я бы отдала Николаю Качановичу, почетному деятелю искусств СК. Он был великолепен в роли Грознова!

 Оружейных мастер дел Подковать блоху сумел. Удивил царя в столице, Был отправлен за границу. Сам секреты разузнал, А своих-то не сказал. И с почетом возвратился.-5

И царь был царственен в меру (почетный деятель искусств СК Николай Бондарев), и Машка хороша (Дарья Соломахина), и Фрол с Пахомычем  не подкачали (лауреат Международных конкурсов Рустам Вайдман и Дмитрий Пилишвили).

Очень понравились веселые, озорные скоморохи (Виктория Булгакова, Татьяна Буракова, Игорь Черкасов, Григорий Жуковский).  А Блоха! Её неподражаемо сыграла Александра Деева.

Боюсь, читатель утонет в именах и фамилиях. Хотя назвать хотелось бы многих. Как всегда на высоте балет — балетмейстер-постановщик почетный деятель искусств СК Татьяна Шабанова.

Потрясающе звучал оркестр под управлением дирижера-постановщика Александра Жиленкова (Москва). Украшением спектакля стала работа сценографа и художника по костюмам Ирины Арлачевой (Москва).

 Оружейных мастер дел Подковать блоху сумел. Удивил царя в столице, Был отправлен за границу. Сам секреты разузнал, А своих-то не сказал. И с почетом возвратился.-6

Я побывала в театре на сдаче спектакля 4 апреля, когда приглашались журналисты. А премьера состоялась на следующий день, 5 апреля, многие роли уже исполнялись другими артистами. Знаю, что зал был полон. Публика принимала новинку сезона шквалом аплодисментов.

Удался  «Левша», он же «Русский секрет»! А разве могло быть иначе? Коллектив театра работал над спектаклем с вдохновением. Уложился в сжатые сроки. Два месяца репетиций в дополнение к плановым, а также к спектаклям и концертам.

Каждому участнику музыкальной комедии о Левше хотелось внести свою патриотическую нотку. И они зазвучали гимном любви к России — в красоте народных костюмов, в мелодичности песен, в залихватских танцах, в искренности, непосредственности героев, в их умении оставаться самими собой. Блоху подкуют запросто, а хвастаться не умеют. Такие они, туляки! И не только. Русские люди такие.

Подзабыли мы немножко о себе, о корнях своих. А пора и самим вспомнить, и миру показать. Не лапотники мы и не лыком шиты. Есть у нас и сегодня умельцы, не хуже Левши. И Русский секрет сохранился.

Фото Алины Кошкиной

15.04.2024


Поделиться ссылкой: