СОЛОВЕЙ С БЕРЕГОВ НЕВЫ

Бывают события, к которым хочется вновь и вновь возвращаться. Таким была большая концертная программа «Соловей с берегов Невы» артистов театров Санкт-Петербурга, посвящённая жизни и творчеству гениального композитора А. А. Алябьева. Концерт-спектакль состоялся в Доме Алябьева, где когда-то по несколько месяцев жил автор бессмертного «Соловья». На этот раз своими впечатлениями поделилась Лариса Прозорова.

Началось действие необычно. Слетело легкое покрывало, и зрители увидели на постаменте белоснежный бюст А. А. Алябьева, который отныне будет находиться в музее. Талантливый скульптор из северной столицы Мария Третьякова осуществила свой творческий замысел. На груди композитора — фрагмент тюремной решетки — а за ней крошечная фигурка — тот самый голосистый соловей, вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности, покоряющий звонкоголосым и сладострастным пением.
Зал потонул в аплодисментах.
Артисты с берегов Невы — лауреаты международных конкурсов: Динар Байтемиров (баритон), Светлана Захарова (меццо-сопрано), Дина Каминская (фортепиано) и Яков Марр (скрипка) создали особую атмосферу лирической задушевности, в которой раскрылась мощь и красота романсов, и каждый присутствующий в переполненном зале ощутил истинное волшебство музыки. Проникновенно, с душевным трепетом ведущая спектакля-концерта Светлана Захарова рассказала о судьбе Александра Александровича Алябьева, едва ли не самой трагической в русской музыкальной культуре.
В 1825 году Александр Александрович Алябьев — потомок старинного столбового дворянского рода, израненный герой Отечественной войны 1812 года и других военных походов, получивший награды за мужество, а помимо того автор музыкальных произведений, завоевавших признание публики, стал участником ссоры, был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. В тюремных застенках композитор провёл два с половиной года.
Выжить в тяжёлых условиях сырого каземата Александру помогала музыка. Родственники композитора добились у высшего начальства разрешения поставить в его камеру пианино.
Предположительно во второй половине 1825 года Антон Дельвиг написал поэтический текст, который начинался словами «Соловей мой соловей…». Произведение он посвятил своему близкому другу Александру Пушкину, который в то время находился в ссылке в Михайловском. Изначально поэт представил стихотворение в литературном салоне, оно произвело на участников такое сильное впечатление, что, живо распространившись в рукописном виде, стало доступно многим любителям поэзии.
Как и когда данное творение попало в руки композитора Алябьева, который в то время находился в заточении, доподлинно неизвестно. Стихотворение настолько очаровало музыканта, что он замыслил преобразовать его в романс. Стихи привлекли внимание Алябьева ещё и потому, что отражали и его драматическую судьбу.
В тюремных застенках и родился знаменитый «Соловей», поражающий непревзойденным звучанием и совершенством.
Впервые это вокальное произведение, написанное как «мужской романс для баритона», 7 января 1827 года в Большом театре представил любимец московской публики оперный певец Пётр Александрович Булахов.
Мы привыкли слушать «Соловья» в исполнении оперных див, обладательниц колоратурного сопрано, позволяющего передавать царственное пение соловья.
Артисты с берегов Невы приготовили слушателям неожиданный музыкальный сюрприз: впервые за последнее столетие знаменитый романс Александра Алябьева «Соловей» прозвучал в мужском исполнении.
Обладатель бархатного баритона Динар Байтемиров, взяв изначальную версию знаменитого произведения, сумел тонко передать сокровенные чувства грусти, нежности и печали, потрясающую гармоничную целостность и какую-то небесную чистоту этого изумительного творения Александра Алябьева.
Композитор написал более 450 сочинений: вокальные произведения, оперы, водевили, балет, увертюры, симфонии, камерные и фортепианные сочинения. Однако за исключением романсов и песен большая часть музыки Алябьева оставалась неизвестной ни современникам, ни потомкам, чему во многом способствовала драматическая судьба их автора.
Музыканты из северной столицы включили в программу концерта как популярные, так и редко исполняемые произведения Алябьева. В музыкальной шкатулке вокалистов — самоцветы камерного искусства Алябьева: «Зимняя дорога». «Однозвучно гремит колокольчик», «Я вижу образ твой», «Пью за здравие Мэри», «Ах, ты ноченька», «Вечерний звон», «И я выйду на крылечко».
Популярный романс «Нищая», написанный Алябьевым на стихи Пьера-Жана Беранже, с большим эмоциональным накалом исполнила обладательница чарующего меццо-сопрано Светлана Захарова.
Присутствующим на концерте посчастливилось услышать редко звучащую сонату Алябьева для скрипки и фортепиано в исполнении музыкантов-виртуозов Дины Каминской и Якова Марра. Романтический лиризм исполнения покорил зал.
Концерт-спектакль талантливых артистов из Санкт-Петербурга стал настоящим праздником для любителей музыки Пятигорска и гостей города-курорта. Это было слияние душ и эмоций, которое единым красивым аккордом вызывало чувство истинного восхищения.
Лариса Прозорова.


Поделиться ссылкой: