ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЛИТЕРАТУРА? ИЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК С ЕГО ПРАВОПИСАНИЕМ?

Если в слове «ещё» допустить даже четыре ошибки, всё равно все поймут. Как вам такая логика? Татьяна Тарарина предлагает задуматься над этим.

На днях мы с друзьями гуляли в Емануэлевском парке Пятигорска. Почтили своим вниманием скульптуры персонажей из «Героя нашего времени». Впечатляют не только сами бронзовые изваяния, но и реакция на них молодежи. Пришедшие с экскурсоводом юноши и девушки приняли Печорина за Лермонтова, что, в принципе, оправданно – бравый вид, офицерский мундир. А вот другие персоны были им совершенно не знакомы. Когда им пояснили, что это княжна Мэри, Максим Максимыч, Бэла, недоумение парней и девушек только возросло. Пришлось им напомнить о романе М.Ю. Лермонтова. Вот тут ребята облегченно вздохнули: да, слышали.

Чья это вина, что нынешняя молодежь не читает? Лучше всех осознают истоки проблемы, наверное, педагоги. Поэтому я попросила поделиться своими мыслями филолога, словесника, директора 30-й пятигорской школы Ольгу Костину.

— В двухтысячные годы пошло постепенное сокращение часов и русского языка, и литературы. И стали вводить множество других предметов, которые, на мой взгляд, можно было бы вводить исключительно факультативно. Все-таки грамотность человека очень важна. Когда сейчас международные исследования проводят, учащиеся 4-х классов по читательской грамотности, первые в мире – наши дети. Но вот 7-й и 8-й класс уже на 26-м, 32-м месте.

Почему-то в министерстве просвещения решили, что третий час физкультуры и второй час ОБЖ в старших классах важнее, чем литература и русский язык. Правда, осознание тупиковости этой ситуации все же пришло.
Сейчас «Родную литературу» ввели для того, чтобы восполнять пробелы, которые присущи уже нескольким поколениям детей.
Как-то пришлось провести полчаса вблизи памятника Сергею Михалкову. Почему-то табличка с именем и фамилией поэта прикреплена на тыльной стороне монумента, и скульптурное изображение вводит в ступор даже большинство взрослых, не то, что детей. Одному папаше пришлось подсказать, кто этот царственный старик. Но тут дети-подростки стали требовать от отца: «А что он написал? Скажи!» Папаша не вспомнил ни тексты двух советских и нынешнего российского гимна, ни даже «Дядю Степу».


В иных семьях полно игрушек и… ни одной детской книжки: «А зачем, если есть мультики!» И действительно! Рядом с музеем восковых фигур в парке Цветник возвышается тот, чье имя знает каждый ребенок. Шестилетний Лёва сразу узнал смешного чудака:

Это Гигантский Ленивец из мультика «Ледниковый период».


Ограниченность кругозора удручает. Хорошо хоть кто-то организовывает детские литературные и театральные студии, кружки. Честь и хвала президенту фестиваля «Хрустальный источникЪ», оставившего глубокий след в культурной жизни Кавминвод. Наш земляк, заслуженный артист России Эвклид Кюрзидис создал детский театр-студию. Предстоящие новогодние праздники станут для талантливых и увлеченных ребят настоящим бенефисом. Вот какие спектакли по великим литературным произведениям они представят зрителям:


Имеет ли знание литературы и грамотное владение родным языком практическое значение? Скорее всего, нет. Знаниями и впечатлениями кошелек не наполнишь. А богатство духовной жизни, увы, не всем дано оценить. Каждому решать – быть аристократом духа или плебеем. А школа и родители должны помочь человеку сделать этот выбор.

21.12.2022

Татьяна Тарарина.
Фото автора.


Поделиться ссылкой: